Система ОССиГ: назначение, участники, принципы работы
Если ваше предприятие занимается обращением с отходами, то регистрация в АИС ОССиГ является обязательной процедурой. Наша компания предоставляет услуги по регистрации, чтобы вы могли сэкономить время и сконцентрироваться на своем бизнесе.
- Что такое ОССиГ?
- Единая электронная система АИС ОССиГ
- Как зарегистрироваться в АИС?
- Участники системы АИС ОССиГ
- Нормативно-правовая база
- Как устанавливается КИП? Задачи и особенности функционирования
- Оформление разрешений для перемещения ОСС
- Требования к транспортным средствам
- Как вывозить на переработку смешанный мусор?
- Что такое электронный талон?
- Перевозка ОССиГ для физических лиц
- Основные правила складирования ОССиГ
- Объекты приема строительного мусора
- Штрафные санкции
В России уже несколько лет продолжается мусорная реформа, призванная навести порядок в сфере обращения с отходами и уменьшить загрязнение окружающей среды. До сих пор основная работа велась с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), однако их доля от общего количества мусора, попадающего на свалки, составляет не больше 5%. Намного большую угрозу для природы представляет строительный мусор, которого становится всё больше. Для борьбы с ним была разработана АИС ОССиГ.
Расшифровка ОССиГ – отходы строительства, сноса и грунта. Это все виды мусора, которые образуются при проведении демонтажных, земляных, общестроительные и отделочных работ. Они должны отправляться на специальные полигоны, свободная площадь на которых в последнее время сильно сократилась. Из-за этого нередко возникают несанкционированные свалки, причиняющие серьёзный ущерб окружающей среде.
Система ОССиГ призвана организовать контроль образования, перемещения, утилизации и захоронения таких отходов. В категорию ОССиГ включены следующие виды мусора:
- Строительные и отделочные материалы, признанные непригодными к эксплуатации;
- Отходы, образовавшиеся в результате демонтажа зданий и сооружений. Например, это битый кирпич, обломки бетона;
- Фрагменты разрушенных железобетонных конструкций;
- Сломанные дверные и оконные блоки, деревянные и пластиковые перекрытия;
- Грунт, оставшийся в результате подготовки траншей и котлованов для строительства, а также проведения других земляных работ на стройплощадке.
Все перечисленные разновидности отходов можно переработать и использовать повторно, однако для этого они нуждаются в первоначальной сортировке. Новая система контроля призвана расширить возможности для утилизации строительного мусора и его использования в производстве новых материалов.
В Москве началось тестирование единой информационной системы АИС ОССиГ, впоследствии планируется распространить ее работу на всю страну. Ее основное назначение – обеспечение централизованного контроля за образованием строительного мусора и всем операциям с ним. С октября 2020 года она стала доступной для всеобщего применения, в ней могут регистрироваться организации и индивидуальные предприниматели.
Такая информационная площадка направлена на сбор информации об количестве образующегося строительного мусора и местах его появления, об участниках процесса, а также о маршрутах, по которым строймусор перемещается к месту утилизации или захоронения. Это позволяет проконтролировать все этапы работы и гарантировать, что отходы строительства или сноса зданий не окажутся просто выброшенными возле дороги или на другой не предназначенной для этого территории.
Новый порядок ОССиГ поможет решить сразу несколько задач:
- Предотвратить образование несанкционированных свалок строительных отходов. Они остаются серьезной проблемой, так как делают землю непригодной для использования и причиняют природе серьезный вред. Контроль перемещения автомобилей с мусором делает невозможным отклонение от маршрута.
- Установить стандартную схему обращения с отходами строительства, она должна стать удобной и понятной для всех участников. Это позволит не только защитить землю от загрязнения, но и проконтролировать расход бюджетных средств, выделенных на утилизацию строймусора.
- Увеличить количество отходов, отправляющихся на переработку. Для этого организуется система сортировки мусора: запрещено отправлять на захоронение отходы, которые могут быть переработаны с получением полезных материалов.
- Уменьшить потребление новых ресурсов в результате их замены более дешевым вторичным сырьем.
Вывоз мусора ОССиГ возможен не только для организаций и ИП, но и для частных лиц, начавши строительство на своем участке. Они обязуются соблюдать установленные правила, чтобы не допустить загрязнения окружающей среды строймусором. За несоблюдение правил установлены крупные штрафы. Организации выгоднее организовать систему легального взаимодействия со строительными отходами и не тратить крупные суммы на выплату штрафов.
Регистрация в АИС ОССиГ – это возможность получить официально разрешение на легальный вывоз строительного мусора, его транспортировку и переработку. Государство стремится контролировать все этапы работы с отходами, отслеживать их количество и процент, направляемый на утилизацию.
Как зарегистрироваться в ОССиГ? Это можно сделать несколькими способами:
- Создать учетную запись на официальном сайте для юридического лица или ИП.
- Войти через аккаунт на сайте Госуслуг.
На сайте пользователь попадает в личный кабинет, где нужно будет заполнить все обязательные поля. Регистрироваться можно только при наличии электронной цифровой подписи. Регистрация отходоперевозчика в ОССиГ возможна только при наличии автотранспорта, подходящего для перевозки – он может быть приобретен в собственность или взят в аренду. Производители и получатели отходов должны будут предварительно оборудовать КИПы контрольно-измерительные пункты, с помощью которых можно будет отслеживать количество вывозимых и получаемых отходов.
Законодательство устанавливает несколько новых терминов, которыми обозначаются участники системы работы со строительным мусором:
- Отходопроизводители ОССиГ– это ИП и организации, в результате деятельности которых образуется строительный мусор или выработанный грунт. Как правило, в эту категорию попадают различные строительные компании, занимающиеся сносом, возведением, реконструкций и капитальным ремонтом зданий.
- Отходоперевозчики в АИС ОССиГ– это транспортные организации, занимающиеся перевозкой строймусора от стройплощадок к месту переработки, утилизации или захоронения.
- Отходополучатели в ОССиГ– это организации и ИП, занимающиеся переработкой отходов, их утилизацией или захоронением. Также в их число входят сортировочные площадки, на которых мусор разделяется на категории.
Производители отходов обязаны организовать КИП, чтобы контролировать объем и массу образующихся отходов, отслеживать количество грузовых машин, занимающихся их вывозом. Они обязуются вести учет мусора, устанавливать его класс опасности.
К перевозчикам отходов предъявляется целый ряд обязательных требований:
- Установка на машины систем спутниковой навигации ГЛОНАСС для отслеживания перемещения. Это позволяет отследить движение по маршруту и предотвратить сброс мусора в неположенных местах.
- Перевозка мусора только в закрытых контейнерах, а если это невозможно, то только с использованием плотного тента. Это позволяет не допустить потери при транспортировке и попадание отходов в окружающую среду.
- Передача информации в систему АИС в режиме онлайн.
- Наличие паспортов всех перевозимых отходов с указанием их класса опасности.
- Подготовка схем перемещения автомобилей, соблюдение всех базовых правил, установленных для грузоперевозок.
Перемещение ОССиГ проводится по заранее выбранным маршрутам – транспортная компания несет ответственность только за их соблюдение. Самостоятельно она не выбирает площадку для размещения отходов и не обязана контролировать соблюдение веса и объема.
Получатель отходов обязан оборудовать контрольно-измерительный пункт и обеспечить подъездные пути к нему. Кроме того, он разрабатывает маршруты перемещения техники по территории своей площадки. Его задача – проверить соответствие объема, количества и состава привезенных отходов информации, указанной в электронном талона. Это позволяет предотвратить несанкционированный сброс строительного мусора на грунт в неположенных местах и не допустить причинения вреда окружающей среде.
Вывоз строительного мусора ОССиГ, его перемещение и утилизация проводятся в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- ППМ №1386 от 26. 08. 2020 – это основной документ, регламентирующий новые нормы обращения с ОССиГ;
- ППМ №1387 от 26.08.2020 – документ, в котором детально прописываются требования к транспортировке ОССиГ;
- ППМ №277/12 от 26.04.2013 регламентирует предоставление разрешений ОССиГ. Их выдачей занимается Минэкологии;
- Распоряжение Минэкологии №134-РМ от 25.02.2021 регламентирует обращение с ОССиГ, устанавливает требования к отходопроизводителю и отходоперевозчику.
- ППМ №335-ПП от 16.06.2014 устанавливает необходимость создания специализированной информационной системы.
Это основные нормативные акты, регламентирующие конкретные вопросы работы новой системы ОССиГ. Она также опирается на ГОСТ 12.1.046-2014, ГОСТ 23407-78 и федеральное законодательство.
КИП для ОССиГ обязаны обустраивать отходопроизводители и отходополучатели. На контрольно-измерительном пункте проводится взвешивание, замеряется объем, а также организуется учет транспорта, который используется для перевозки отходов. Такой пункт решает несколько задач:
- Фиксация госномеров автомобилей, занимающихся перевозкой строительного мусора;
- Взвешивание мусорных контейнеров, в которых отходы отправляются к месту утилизации или захоронения;
- Фото- и видеофиксация отправки автомобилей.
Если деятельность предприятий по утилизации отходов финансирует государство, оно же оплачивает создание КИП. Если речь идет о частном предприятии, ведущем коммерческую деятельность, то оно самостоятельно оплачивает установку КИПов и их работу.
Инструкция от 12.08.2021 г. устанавливает подробные требования к работе КИПов – это обеспечивает максимально высокую точность замеров веса и объема строительного мусора. Расстояние между проезжающим автотранспортом должно составлять минимум 4 метра. При проезде у машин не должны быть включены противотуманные фары и дальний свет, так как это затрудняет фотофиксацию.
Чтобы вывезти строительный мусор, отходопроизводитель должен зарегистрироваться в АИС ОССиГ и получить разрешение для перемещения ОСС. Разрешения выдаются застройщикам, работающим на строительных объектах по контракту генерального подряда. При этом подрядчик должен оформить разрешение еще до начала строительных работ.
Для оформления разрешения он должен предварительно заключить договоры с отходополучателем и отходоперевозчиком. В роли получателя выступает одна из организаций, зарегистрированных на территории Московской области, у не должно быть достаточно возможностей для приема и размещения заявленного объема строительного мусора.
Перевозчик имеет право оформлять Разрешение самостоятельно, но в этом случае объем перевозимых отходов должен составлять не более 50 кубометров, и они должны быть получены от одного отходопроизводителя. Чаще всего эта возможность используется при заключении договоров с физическими лицами, которым нужно освободить участок от отходов строительства или сноса зданий.
Разрешение оформляется не только для перевозки отходов, но и для транспортировки грунтов, выработанных в ходе подготовки котлованов и траншей на стройплощадке. В этом случае нужно аналогичным образом найти перевозчика и организацию, готовую к приему грунта. После очистки и восстановления он может быть использован повторно на различных участках.
Выдачей разрешений занимается Минэкологии, для его открытия и завершения необходимо зайти на официальный сайт РПГУ в личный кабинет. Они предоставляются только в электронной форме, получение бумажной версии не требуется.
Транспортные средства, используемые для перевозки отходов в Москве и Московской области, должны быть зарегистрированы в РНИС. Для транспортировки потребуется установить специальное приложение «Мобильный КПТС» — комплекс программно-технических средств. Приложение позволяет выбрать тип пользователя: отходопроизводитель или отходоперевозчик. Приложение позволяет проводить мониторинг рейсов, отслеживать перемещение и фиксировать всю необходимую информацию.
Обязательное условие — подключение мусоровозов к информационной среде. На машины устанавливается программно-аппаратный модуль ГЛОНАСС, с помощью которого будет отслеживаться их перемещение. В ТУ прописаны детальные требования к передаваемым сведениям. По каждому транспортному средству передаются координаты перемещения, скорость, информация об установленных терминалах. Это дает возможность отслеживать каждый автомобиль, задействованный для перевозки строительного мусора.
В некоторых случаях возникает необходимость вывезти с территории несортированный смешанный мусор. Для этого заключается специальный договор с комплексом переработки отходов (КПО), прошедшим регистрацию в АИС и имеющим официальный статус отходополучателя. Смешанные отходы передаются на КПО по цене твердых коммунальных отходов.
ОСС в АИС ОССиГ перевозятся с использованием электронного талона – специальной информационной системы, в которой фиксируется вся информация о транспортировке строительного мусора. В эту систему вносятся следующие данные:
- Пункты, в которых загружаются и выгружаются отходы;
- Информация о перевозимом грузе. Указывается его тип, состав, происхождение;
- Сведения о количестве и объеме перевозимого груза;
- Класс опасности. Это степень угрозы окружающей среде, которую несет данная разновидность строительного мусора. Например, строительная арматура (лом черных металлов) относится к третьему классу опасности.
При заполнении электронного талона важна точность. Если будут выявлены расхождения в пункте приема, отходополучатель имеет право не принимать груз. Это касается и состава, и расхождений при указании количества и объема отходов.
При транспортировке строительного мусора в объеме менее 50 кубометров электронный талон должен заполняться перевозчиком. Если требуется перевезти больший объем отходов, заполнением талона должен заниматься отходопроизводитель.
Если владелец частного дома собирается вывезти строительный мусор с участка, он должен действовать со строгим соблюдением установленных правил. Частным лицам не требуется регистрироваться в информационной системе и получать электронное разрешение на перемещение ОССиГ. Им достаточно заключить договор с организацией-отходоперевозчиком, имеющей соответствующие разрешения.
В этом случае компания заключает договор с частным лицом, в котором прописывается вид, вес, объем перевозимых отходов. Транспортная организация для такого заказа становится по документам одновременно отходопроизводителем и отходоперевозчиком. Она самостоятельно договаривается с отходополучателем и на этом основании получает электронное разрешение.
За один раз частное лицо может вывезти не больше 50 кубометров отходов. Если требуется перевезти большее количество, потребуется заключать несколько договоров с перевозчиками.
Складировать строительный мусор для временного ранения допускается при соблюдении следующих правил:
- Защита от загрязнения грунтовых вод и почвы. Отходы не должны причинять экологический ущерб.
- Наличие ограждения по периметру площадки для хранения;
- Наличие освещения в темное время суток. Оно должно соответствовать нормативам ГОСТа 12.1.046-2014.
Если организация хранит на территории строительный мусор и не соблюдает перечисленные правила, ей будут грозить крупные штрафы. Соблюдение таких условий к временному хранению мусора позволяет предотвратить попадание его токсичных компонентов в грунт, грунтовые воды и другие компоненты природной среды.
Объекты приема ОССиГ должны быть оснащены в соответствии со следующими требованиями:
- Наличие систем противопожарной защиты – это может быть пожарный пост или пожарный щит. Также должно быть оборудовано место для сбора ТКО;
- Наличие оборудованных мест въезда с оборудованными КИПами. Оснащение должно включать в себя оборудование для дозиметрического контроля и средства для фито- и видеофиксации;
- Подключение установленного оборудования к Интернету для передачи данных в Центр обработки. Она должна работать круглосуточно и без выходных.
Отсутствие разрешений на вывоз ОССиГ и другие нарушения будут караться намного серьезнее, чем раньше. Соблюдать новые правила намного дешевле, чем постоянно платить штрафы за выявленные нарушения. Установлен следующий размер штрафных санкций:
- Физические лица могут быть оштрафованы на сумму от 3 до 5 тысяч рублей за выброшенный в неположенном месте строительный мусор;
- Для ИП сумма штрафа может варьироваться от 10 до 40 тысяч рублей;
- Для организаций размер штрафа может составлять от 100 до 250 тыс. рублей.
Чтобы разобраться, как регистрироваться в АИС ОССиГ и получить более подробную информацию о работе единой информационной системы, воспользуйтесь услугами специалистов компании «КВАДРИГА». Мы предоставим консультации по всем возникшим вопросам, поможет разобраться с новыми правилами и пройти процедуру регистрации в системе.