Инвентаризация источников вредных выбросов в атмосферу и самих выбросов проводится с целью систематизации данных о количестве и характере загрязняющих веществ, выпускаемых в атмосферный воздух субъектом хозяйствования (предприятием или организацией). Процедура проводится в соответствии с порядком, установленным в Приказе Минприроды № 352 от 07.08.2018 г. На основании результатов инвентаризации проводится целый ряд других работ, таких как:
- определение категории объекта по негативному воздействию на окружающую среду (НВОС);
- разработка проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
- подготовка мероприятий по уменьшению количества вредных выбросов в периоды НМУ (неблагоприятных метеорологических условий);
- составление программы ПЭК (производственного экологического контроля) и т. д.

Общие положения
Согласно действующему законодательству, инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке проводится предприятиями, деятельность которых вызывает загрязнение окружающей среды. Процедура должна проводиться независимо от количества и состава источников выбросов, а также от принадлежности объекта к той или иной категории по НВОС. Цель инвентаризации – установить количественный и качественный состав вредных веществ (без расчета их рассеивания в атмосфере). Для получения требуемых данных могут использоваться как инструментальные, так и расчетные методы. После выхода Приказа Минприроды № 871 от 19.11.2021 г. отчет о стационарных и передвижных источниках выбросов юридическими лицами и ИП должен составляться по новой форме. Невыполнение этого требования грозит административной ответственностью в виде штрафа. Компания не обязана согласовывать отчет в органах надзора, но при выявлении несоответствий достоверность всей представленной документации окажется под сомнением.
Нормативная база
Руководители предприятий и организаций обязаны проводить инвентаризацию источников и выбросов на основании Закона № 96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. Такое требование прописано в ст. 22 и 30 документа. В качестве источников загрязняющих веществ рассматриваются:
- дымовые трубы предприятий, в технологическом цикле которых задействованы котельные, печи, топливосжигающие установки и т. п.;
- вентиляционные системы – вытяжные и общеобменные, используемые в цехах окраски, пунктах ремонта и ТО автотранспорта, экструзивных установках;
- склады сыпучих материалов;
- технологические звенья, оборудованные пылегазоочистными системами;
- разного рода неплотности производственных помещений и оборудования, через которые вредные вещества могут проникать в атмосферу;
- оборудование, которое работает под открытым небом, например, пилорама или сварочный пост.
Состав инвентаризации
Работы по инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ предусматривают:
- анализ рабочей документации;
- исследование и оценку технологии, написание пояснительной записки;
- подробное описание источников выбросов, включая их координаты;
- подготовку картографических материалов – крупномасштабных планов, схем, абрисов и т. п.;
- проведение инструментальных замеров на источниках выбросов;
- расчет качественных и количественных параметров веществ, загрязняющих атмосферу;
- составление таблиц с характеристиками вредных веществ;
- оформление отчета.
Методы определения вредных выбросов
Согласно ст. 18 Приказа Минприроды № 871 от 19.11 2021 г., параметры выбросов организованных ИЗАВ определяются преимущественно инструментальными методами. В этом случае применяются газоанализаторы, непрерывно измеряющие концентрацию вредных веществ в выбросах. Инструментально-лабораторный метод предусматривает взятие проб загрязняющих веществ и их анализ в лабораторных условиях. Может применяться также индикаторный метод, когда исследование проводится с помощью селективных индикаторов, изменяющих цвет в зависимости от содержания примесей в выбросах. Если для определения показателей выбросов организованных ИЗАВ применяются расчетные методы, в отчете нужно обосновать такое решение. Расчеты уровня загрязняющих веществ проводят на основе информации о составе сырья и топлива, технологическом процессе, степени очищения газов. Расчетные методы больше подходят для определения показателей передвижных ИЗАВ.
Содержание отчета
Отчет о проведении инвентаризации содержит:
- титульный лист;
- данные о компании-исполнителе и список ответственных лиц;
- вводную часть;
- информацию о субъекте хозяйствования, объекте негативного воздействия (ОНВ) на окружающую среду, действующих газоочистных установках (ГОУ);
- перечень и описание выполненных работ с указанием нормативных документов, которые регламентируют их проведение;
- карту территории, на которой расположены ОНВ и ИЗАВ;
- детальное описание ИЗАВ, анализ эффективности ГОУ, общий объем выбросов по ОНВ;
- данные, полученные инструментальными замерами и расчетными методами;
- документирование параметров нестационарных выбросов;
- подтверждение аккредитации аналитической лаборатории, задействованной в инвентаризации.
Документирование результатов исследования
Данные, полученные в ходе инвентаризации, документируют в виде таблиц. Так, если для выбросов характерна нестационарность (изменяемость во времени), их учет оформляется в виде таблицы:
БЮ
№ ИЗАВ |
№ источника выбросов (ИВ) |
Наименование ИВ |
Режим работы источника |
Время работы ИВ в конкретном режиме за период времени |
№ (код) режима ИЗАВ, присвоенный в зависимости от времени работы ИВ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Результаты определения показателей выбросов инструментальными методами документируются в таблице:
Дата |
Наименование ИЗАВ |
№ ИЗАВ |
Показатели отходящих газов в месте измерения |
Наименование и код загрязняющего вещества |
Методика выполнения измерений |
Массовая концентрация ЗВ |
Выбросы ЗВ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
В каких случаях необходима корректировка отчета по инвентаризации
Корректировка данных проводится на основании соответствующего приказа или решения с назначением ответственного за проведение инвентаризации и указанием сроков ее выполнения. Основаниями для нее могут быть:
- внесение изменений в технологию производства, ввод в эксплуатацию новых источников;
- увеличение или уменьшение объемов выпускаемой продукции;
- модернизация производства, связанная с обновлением оборудования и, как следствие, – с изменением состава и количества выбросов;
- несоответствие между показателями выбросов и данными последней инвентаризации, выявленное при проведении производственного контроля;
- принятие новых законодательных норм в природоохранной области;
- реконструкция ИЗАВ и связанные с этим изменения характеристик выбросов.

Штрафы за нарушение законодательства
Несоблюдение законодательных требований относительно инвентаризации ИЗАВ наказывается штрафами:
- до 100 тысяч рублей – за нарушение экологических норм при эксплуатации зданий и сооружений;
- до 80 тысяч рублей – за сокрытие, искажение или предоставление недостоверной информации об экологической ситуации на территории, прилегающей к объекту, а также о количестве и характере источников загрязнения окружающей среды.
Возможные проблемы
Проведение инвентаризации может осложняться следующими проблемами:
- отсутствие обязательных требований относительно воздействия на окружающую среду на этапе сертификации сырья и оборудования. Специалистам приходится изучать качественные и количественные характеристики всех выбросов и доказывать, что не все из выявленных веществ связаны с деятельностью предприятия;
- дополнительные расходы на проведение инструментальных замеров. Перед каждым исследованием нужно проводить подготовку вентиляционной системы – чистить каналы, налаживать вентиляторы, обеспечивать схожие температуру и давление. При значительном изменении параметров ГВС (и вызванном этим изменении количества и состава загрязняющих веществ) может потребоваться корректировка инвентаризации;
- необходимость, помимо прочего, контролировать количество веществ I и II классов опасности. Концентрация этих элементов обычно крайне мала, а стоимость исследований может измеряться десятками тысяч рублей;
- необходимость проведения повторных исследований, если концентрация вещества оказалась ниже предела обнаружения.
Проведение инвентаризации специалистами компании «Квадрига»
Заказать услугу инвентаризации ИЗАВ на вашем предприятии вы можете, обратившись в компанию «КВАДРИГА». Наши специалисты выполнят полный комплекс работ по сбору и систематизации данных о распределении ИЗАВ на вашем объекте. Мы определим класс опасности каждого источника, количество и состав вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух. После получения заявки мы анализируем информацию, предоставленную заказчиком, согласовываем сроки и стоимость выполнения работ, разрабатываем экологическую документацию, отчитываемся о промежуточных результатах, сдаем отчет в установленной форме. При необходимости сотрудники компании отправятся в любую точку РФ для обсуждения ваших задач. По всем вопросам, связанным с оформлением заказа, обращайтесь к менеджерам компании по телефону 8 800 200 88 73, электронной почте info@kvadriga-eco.ru или с помощью формы обратной связи.
Почему инвентаризацию ИЗАВ лучше заказать в компании «КВАДРИГА»
Воспользовавшись услугами компании «КВАДРИГА», вы получаете целый ряд преимуществ. Мы предлагаем комплексную услугу экологического сопровождения деятельности вашего предприятия и гарантируем отсутствие претензий и нареканий со стороны контролирующих органов. Наши специалисты способны решить самые сложные экологические и санитарные проблемы заказчиков в Москве, Московской области, а также в Свердловской, Челябинской, Курганской областях, ХМАО, ЯНАО и других регионах РФ.