Ответственность за непроведение инвентаризации источников выбросов
Инвентаризация стационарных источников выбросов загрязняющих веществ (ИВЗВ) в атмосферный воздух разрабатывается в целях сбора и упорядочивания всех необходимых сведений о распределении таких источников на территории предприятия, классе опасности ИВЗВ и других параметрах, количестве и составе выбросов вредных веществ в атмосферу.
Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – обязательная процедура для предприятий и организаций, деятельность которых сопровождается загрязнением окружающего воздуха. Она предусматривает систематизацию сведений о распределении источников выбросов на территории хозяйствующего субъекта, а также о количестве и составе выбрасываемых в воздух веществ. Как происходит процедура, и какую ответственность несет компания за непроведение инвентаризации источников выбросов?
Необходимость проведения инвентаризации определяется Федеральным законом № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха». Статьи 22 и 30 документа предписывают прохождение процедуры ИП и юр. лицам, предприятия которых имеют источники загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ). Такими источниками могут быть трубы котельных, вентиляционные системы, склады сыпучих материалов, технологическое оборудование по очистке газа и пыли.
После вступления в силу изменений в законодательстве (Федеральный закон № 195-ФЗ от 26.07.2019 г.) инвентаризация стала обязательной и для передвижных ИЗАВ – автомобильного и ж/д транспорта, строительной, с/х и другой техники. При вводе в эксплуатацию нового объекта хозяйствования провести инвентаризацию ИЗАВ нужно не позже чем через 2 года после запуска технологического процесса. Порядок проведения процедуры регламентирован Приказом Минприроды России № 352 от 07.08.2018 г.
Данные, полученные после проведения инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха, служат основой:
- для постановки ОНВ (объекта негативного воздействия) на учет;
- оформления программы производственного экологического контроля (ПЭК);
- составления плана мероприятий при наступлении неблагоприятных метеорологических условий;
- проведения расчета рассеивания веществ в атмосферном воздухе (для различных целей);
- подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения;
- представления декларации о воздействии на окружающую среду и т. д.
Инвентаризации подлежат источники загрязнений атмосферного воздуха, из которых выбросы поступают в окружающую среду:
- через специальные отводящие устройства (организованные ИЗАВ);
- в составе ненаправленных потоков газа (неорганизованные);
- из установленного отверстия (точечные);
- по установленной линии большой протяженности, например, аэрационные фонари цехов (линейные);
- с ограниченной поверхности или площади (площадные).
В процессе инвентаризации определяется количественный и качественный состав выбросов. Для этого используются преимущественно инструментальные методы. Основанием для применения расчетных методов (согласно п. 25-27 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды от 07.08.2018 г., № 352) могут быть:
- отсутствие аттестованных методик измерения загрязняющего вещества;
- невозможность забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с нормативными требованиями;
- невозможность проведения инструментальных измерений выбросов: высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику и т. п.;
- применение на предприятии неорганизованных и линейных стационарных источников.
Обратная сторона слишком чувствительных приборов. В некоторых ситуациях источник выбросов может оказаться «неудобным» для контроля. Например, многие специализированные службы и организации для определения качественного и количественного состава ЗВ (загрязняющих веществ) используют сегодня современные приборы – масспектрографы и газохроматографы. Особенность применения этого оборудования состоит в том, что оно выявляет большое количество ЗВ, не учтенных в инвентаризации. Дополнительную сложность создает отсутствие четких норм степени воздействия на атмосферный воздух на этапе сертификации сырья и оборудования. Т. е. специалистам приходится изучать большие объемы документации и доказывать, что выявленные ЗВ не связаны с деятельностью предприятия.
Необходимость дополнительного обслуживания вентиляционной системы. Еще одна проблема связана с приоритетным использованием инструментальных методов. Помимо того, что это – дополнительные затраты для заказчика, при каждом следующем контроле ИЗАВ нужно готовить вентиляционную систему. Рабочие параметры должны совпадать, а это означает, что перед каждым исследованием необходимы чистка и ТО вентиляторов и моторов. При значительном изменении параметров вентсистемы (и, как следствие, – изменении выбросов ЗВ) потребуется корректировка инвентаризации.
Необходимость измерять вещества I и II классов опасности. Концентрация этих веществ, как правило, незначительна, а расходы на проведение исследований могут составить десятки тысяч рублей. Кроме того, во многих регионах нет лабораторий для осуществления этих работ (что не может быть основанием для отказа от их выполнения). Учитывая, что стоимость подобных исследований сопоставима с размерами штрафов за непроведение инвентаризации, возникают риски сомнительных решений со стороны природопользователей.
Низкая концентрация ЗВ. Если используемые методы не позволяют обнаружить загрязняющие вещества в выбросах ввиду их низкой концентрации, «Правила» предписывают воспользоваться более чувствительной методикой. Проблема в том, что подобных попыток может быть несколько, что значительно повышает стоимость процедуры. То же самое относится и к замерам, выполняемым контролирующими органами, бюджет которых также имеет ограничения.
Ответственность за непроведение инвентаризации ИЗАВ определена КоАП РФ. Так, в статье 8.5 документа говорится, что сокрытие или искажение экологической информации, включая данные об источниках выбросов в атмосферу, наказывается административным штрафом в размере 3–6 тысяч рублей для должностных лиц и 20–80 тысяч рублей для юридических лиц. Статья 8.21 определяет размер штрафных санкций за нарушение правил охраны атмосферного воздуха. Отсутствие специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу грозит штрафом в размере 40–50 тыс. р. для должностных лиц и 180–250 тыс. р. для юридических лиц. Кроме того, за подобное нарушение деятельность предприятия может быть приостановлена на срок до 90 суток.
Специалисты компании «КВАДРИГА» проведут инвентаризацию источников выбросов на вашем предприятии в точном соответствии с нормативными требованиями.